Речевые игры по пути домой
 
Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

1. «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).

2. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

3. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.

- «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;
пришел, явился, смотрел;
выбежал, вошел, вылетел, выскочил.   

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

 Словесные игры по дороге домой для детей 3-4 лет

(Рекомендации для родителей)


КАКОЙ ФОРМЫ?

1 вариант: Предложите ребенку назвать предметы круглой (овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной) формы.
Например: круглое яблоко (помидор, мяч, солнце и т.д.)
2 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок говорит, какой формы этот предмет.
Например: яблоко – круглое, огурец – овальный и т.д.

КАКОГО ЦВЕТА?

1 вариант:  Предложите ребенку назвать предметы красного (зеленого, жёлтого, оранжевого, синего, голубого, фиолетового) цвета.
Например: красный – помидор, пожарная машина, сигнал светофора и т.д.
2 вариант:  Взрослый предлагает ребенку посмотреть вокруг и назвать предметы  красного цвета, которые он видит. Это могут быть машины, дома, одежда людей и др.

УЗКОЕ – ШИРОКОЕ.

Предложите ребенку посмотреть вокруг, рассмотрите, где едут машины, где ходят люди. Сравните проезжую часть и тротуар по ширине. (Дороги бывают узкие и широкие).
Таким же образом можно рассмотреть длинные и короткие дорожки.

ВЫСОКО – НИЗКО

1 вариант:  Взрослый предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы, которые находятся высоко (низко). Например: солнышко – высоко, а земля низко.
2 вариант:  Можно предложить назвать высокие и низкие предметы.
Например: дерево высокое, а куст низкий.

СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ.

1 вариант: Взрослый называет предмет, а ребенок определяет можно его съесть или нет.
Например: огурец – съедобный, ботинок – несъедобный.
2 вариант:  Взрослый называет сразу три предмета, а ребенок выбирает, что съедобное (несъедобное)
Например: ботинок, огурец, солнце.
3 вариант:  Предложить ребенку назвать самому съедобные и несъедобные предметы.

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

Взрослые называет несколько слов и предлагает ребенку назвать их  одним словом.
Например: помидор, тыква, кабачок (овощи).

ЧТО ЛИШНЕЕ?

Взрослый произносит три слова, а ребенок называет лишнее и объясняет почему.
Например:
стул, стол, шапка (шапка не мебель);
треугольник, круг, квадрат (круг не имеет углов);

ПОСЛУШАЙ ЗВУКИ.

Игра на развитие фонематического слуха.
Взрослый предлагает ребенку послушать, а потом назвать какие звуки он услышал на улице (сигнал машины, хруст снега, шуршание листьев, разговор людей, крики и т.д.).

Идём домой весело!
 
        1. Игра «Снежный ком»: называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: сок – кот – труба –апельсин – носок … и т.д.
        2. Игра «Что из чего сделано?»: Морковный салат из чего сделан – из моркови, меховая шуба из чего – из меха, стеклянный стакан из чего – из стекла.
        3. Игра «Угадай, какой?» : Дом из кирпича, какой – кирпичный,  книга из бумаги, какая – бумажная,  сок из апельсинов, какой  - апельсиновый  и т.д.
        4. Игра «Кто у кого?» У лисы – лисята, а у волка,  медведя, собаки, козы…
        5. Игра «Большой - маленький»: Стул – стульчик, сумка — ? (сумочка), карандаш — ? (карандашик).
        6. Игра «Когда это бывает?»: Когда ты завтракаешь? – утром, когда ты отдыхаешь ? – в субботу, воскресенье, когда наступает осень ? – в сентябре, в каком месяце у тебя день рождения ?, он уже был или через сколько месяцев будет ?
        Для ориентация во времени: выучите наизусть по порядку времена года, названия месяцев, дней недели, времени суток (утро, день, вечер, ночь).
        7. Игра «Назови что где?»: «Назови, что находиться над тобой, что находиться под ногами,   слева от тебя, справа, ближе, выше  и т.д.».
        8. Игра «Я знаю пять имен девочек» (пять названий цветов, пять названий грибов, диких животных, овощей).
        9. Игра «Чей хвост ( лапа, голова, ухо, глаза)?»: у медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у лисы, у козы и т.д.
        10. Игра «Что лишнее?»: «Самолет, ракета, бабочка, вертолет», «Платье, кофта, ботинки»  и объяснить почему?
        11. Игра «Исправь ошибку»: Береза склонились от ветра. Красная яблоко. Кот спрыгнул от печки. Над большим деревом глубокая яма.
        12. Игра «Слушай и выполняй»: Возьми меня за руку, подпрыгни и назови меня по имени. Сделай два шага влево, повернись и помаши мне.
        13. Игра «Рассуждалки», ответь на вопрос: « Охотник бежит за собакой. Кто впереди? Мама позвала дочку домой. Кто дома? Петя выше Саши. Кто ниже?

%