Методические материалы для специалистов:
инструкторов физического воспитания, воспитателей ДОУ.
Из опыта работы  Саттаровой Г. Д.
ГБДОУ детский сад  № 62 Калининского района С-Пб
Подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста как условие повышения двигательной активности детей на прогулке
Методическое сопровождение
        Малая подвижность детей — реальная проблема в 21 веке. Если мамы и бабушки, родившиеся до всеобщей компьютеризации, большую часть времени проводили в активных играх на свежем воздухе, то их дети лучшим отдыхом считают общение со всевозможными гаджетами. Это не может не сказываться на физическом и эмоционально-психическом развитии. Кроме проблем с лишним весом и низкими спортивными результатами наблюдается и затрудненная социализация детей. Задача взрослых наставников — открыть ребенку этот вид удовольствия, заинтересовать и увлечь активными играми.
С мая по август дети проводят на свежем воздухе много времени. Этот период - прекрасная возможность укрепить здоровье воспитанников с помощью подвижных игр. Подвижные игры на улице не только содействуют физическому развитию детей, но и снимают усталость, помогают эмоционально переключиться с одного вида деятельности на другой, стимулируют активную работу мозга, способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов. Во время игры повышается скорость нервных процессов, протекающих в организме, возрастает быстрота реакции.
 
 Для ребенка конкурсы и подвижные игры — увлекательное времяпровождение. Для взрослого — возможность влиять на его развитие, обучать, тренировать и прививать навыки. Подбор игр не должен происходить спонтанно. Предлагаемое занятие должно быть и интересно, и полезно.
 Деятельность ребенка в старшем дошкольном возрасте становится более сознательной. В забавах на природе должны появиться цель и сюжет, помогающие совместить физическое развитие с умственным. Роль взрослого в игре должна стать менее заметной: на начальном этапе он разъясняет правила, показывая движения, а после 1-2 успешно проведенных раундов должен незаметно отойти в сторону, позволив детям самостоятельно находить общий язык. Во время игр на свежем воздухе, сложность которых увеличивается соответственно возрасту и физическому развитию, ребенок получает навыки общения в коллективе, представление о дисциплине и необходимости уступать, развивает смекалку, ловкость и волю.
Для старшего дошкольного возраста в приоритете детские групповые игры, позволяющие привыкнуть к коллективу и занять в нем свое место. Задача взрослого — мониторинг процесса и периодическая смена сути задания, дающая возможность каждому из участников продемонстрировать лучшие качества.
 
Выбор конкретной забавы зависит от количества участников и их возраста. При смешанной группе детей важно позаботиться об интересном для каждого занятии. Детей можно разбить на равносильные команды, имеющие одинаковые шансы на победу.
В ходе игр у детей формируются положительные нравственные качества. В команде высоко ценятся доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка, осуждаются нарушения правил.
Подвижные игры способствуют объединению детского коллектива, массовому охвату детей занятиями физкультурой.

Классификация подвижных игр
 
Подвижные игры подразделяются на элементарные и сложные, а элементарные, в свою очередь, - на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Польза активных игр на свежем воздухе бесспорна: физические нагрузки способствуют более глубокому дыханию и обогащению крови кислородом. Страховкой от простудных заболеваний послужит не чрезмерное укутывание ребенка, а соответствующая погоде и деятельности одежда.
 
1.  "Ручеек": Ведущий проходит под руками пар и выбирает себе пару, взяв участника игры за руку. Затем они вместе проходят в конец колонны и поднимают скрепленные руки вверх. Игрок, оставшийся без пары, идет в начало колонны и выполняет те же действия - выбирает себе пару и т.д.

2.  "Ёлочка, волк и заяц". Игроки встают на передний край обруча и держат прямые руки вниз - в стороны. Эти игроки выполняют роль Ёлочки. Игрок - "заяц" убегает от водящего-"волка" и встает за спину (в домик) любой "ёлочке". Теперь "ёлочка" убегает от водящего. Если водящий дотронулся до "зайчика", они меняются ролями.
 
3.  "Мышеловка": Двое взрослых держат тент над головой.  Остальные дети и взрослые строятся в колонну и держат руки на поясе у впереди стоящего. Под речитатив:
«Ах, как мыши надоели,
Всё погрызли, все поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот расставим мышеловки,
Переловим вас сейчас!
Раз, два, три! Лови!!!   
«мышки» ручейком проходят под тентом. По команде «Лови!» взрослые опускают тент. Участники, оказавшиеся под парашютом, считаются пойманными. Пойманные «мышки» тоже
держат тент и т.д.

4. "Змея": Дети и родители стоят в кругу. «Змея» - водящий ходит внутри  круга, приговаривая:
    «Я змея, змея, змея!
     Я ползу, ползу, ползу!
     Хочешь быть моим хвостом?»
 Игрок, напротив которого остановился водящий, отвечает: «Да, конечно же хочу!», встает за «змеёй» и кладет руки на пояс впереди стоящему. И так 3-4 раза. После слов: 
    «Я змея, змея, змея!
     Я ползу, ползу, ползу!
    Очень кушать я хочу!»,
водящий ловит свой «хвост»,  игроки  «хвостики» разбегаются на свои места. Ведущий назначает следующую «змею" - водящего.

5. "Колдунчики":  Водящий бегает за участниками игры, пытаясь запятнать их. Дети, до которых коснулся водящий,  прекращают бег и стоят на месте, поставив руки в стороны. Они заколдованы. Остальные участники стараются расколдовать пойманных игроков, коснувшись их рукой. Игра заканчивается, когда все игроки заколдованы (при малом количестве участников) или по команде взрослого.
 
6. "Вышибалы": На спортивной площадке обозначается ограниченная территория для участников игры (квадрат или прямоугольник). С четырех сторон площадки стоят водящие - вышибалы. Цель игры - попасть мячом в игрока. Игрок, в которого попали, встает на сторону выбившего его водящего.
 
7. "Веселый волейбол": Игроки делятся на две команды. В каждой команде должно быть не менее трех пар.  Пары держат в руках полотно, с помощь которого они перебрасывают волейбольный мяч через сетку.  Выигрывает команда, которая забила большее количество голов.
 Санкт-Петербург
12.07.16 г.

План – конспект физкультурного досуга с родителями и детьми среднего дошкольного возраста на тему «Папа может»
 
Составитель: Саттарова Гюзяль Дамировна
инструктор по физической культуре.
      Место и время проведения: физкультурный зал, 24.02.2016 г. в 16:30.
Участники:
родители и воспитанники среднего дошкольного возраста группы № 10 общеразвивающей направленности.
 
 
Цель:   Содействовать гармоничному развитию детей.
 
Задачи:
1. Пробуждать интерес к игровому общению с сверстниками.
2. Развивать ловкость, быстроту  и координацию движений.
3. Закреплять умение выполнять правила в подвижных  играх.
4. Стимулировать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
5. Объединять усилия ДОУ и родителей для развития и воспитания детей.
 
Атрибуты:
Тент - парашют, обручи, маски, мышиные хвостики.
Ход досуга:
1.Ведущий  приветствует воспитанников и их родителей и предлагает совершить путешествие на планету игр. Участники строятся в колонну по двое (парами). Ведущий объясняет, что на планету игр можно попасть, проплыв по ручейку.
 
2. Игра "Ручеек": Ведущий проходит под руками пар и выбирает себе пару , взяв участника игры за руку. Затем они вместе проходят в конец колонны и поднимают скрепленные руки вверх. Игрок, оставшийся без пары, идет в начало колонны и выполняет те же действия - выбирает себе пару и т.д.
 
3. Игра "Ёлочка, волк и заяц". Игроки встают на передний край обруча и держат прямые  руки вниз –в стороны. Эти игроки выполняют роль Ёлочки. Игрок - "заяц" убегает от водящего-"волка" и встает за спину (в домик) любой "ёлочке". Теперь "ёлочка" убегает от водящего. Если водящий дотронулся до "зайчика" , они меняются ролями.
Ведущий приглашает участников заглянуть в гости к мышкам.
 
4. Игра "Мышеловка": Двое взрослых держат тент над головой.  Остальные дети и взрослые строятся в колонну и держат руки на поясе у впереди стоящего. Под речитатив:
«Ах как мыши надоели,
Всё погрызли, все поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот расставим мышеловки,
Переловим вас сейчас!
Раз, два, три! Лови!!!   
«мышки» ручейком проходят под тентом. По команде «Лови!» взрослые опускают тент. Участники, оказавшиеся под парашютом, считаются пойманными. Пойманные «мышки» тоже держат тент и т.д
 
5.Игра "Змея": Дети и родители стоят в кругу. «Змея» - водящий ходит внутри  круга, приговаривая:
    «Я змея, змея, змея!
     Я ползу, ползу, ползу!
     Хочешь быть моим хвостом?»
 Игрок, напротив которого остановился водящий, отвечает: «Да, конечно же хочу!», встает за «змеёй» и кладет руки на пояс впереди стоящему. И так 3-4 раза. После слов: 
    «Я змея, змея, змея!
     Я ползу, ползу, ползу!
    Очень кушать я хочу!»,
водящий ловит свой «хвост»,  игроки  «хвостики» разбегаются на свои места. Ведущий назначает следующую «змею" - водящего.
6. В конце досуга, ведущий спрашивает участников, понравилось ли им играть  и предлагает родителям поиграть в эти игры дома, на улице на дачных участках или детских площадках. Участники прощаются.
 
Мероприятие проведено.

План – конспект физкультурного праздника «Зимняя спартакиада»

для детей старшего дошкольного  возраста с использованием физкультурно – оздоровительных технологий

(направление -  физическое развитие и укрепление здоровья детей)
 
Составитель: Саттарова Гюзяль Дамировна
инструктор по физической культуре
Дата: февраль 2016 г.    
Место  проведения: спортивная площадка
Организаторы:
инструктор по физической культуре Саттарова Г.Д;
   воспитатели подготовительных к школе групп,
Участники:
воспитанники старшего дошкольного возраста
 
Предварительная работа:
1. Взрослые знакомят детей с зимними видами спорта.
2. Воспитатели, родители и дети придумывают названия и девиз своей команды.
3. Родители и дети придумывают рифмовки для поддержки своих  команд.
Цель: Формирование осознанной потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Задачи:
1. Создать у детей  радостное настроение.
2. Закрепить у детей навыки и умения: в ходьбе на лыжах, прокатывании «модулей», в  забивании шайб в ворота.
3. Продолжать развивать у детей физические качества: ловкость, меткость,  выносливость.
4. Содействовать развитию у детей дружеских взаимоотношений  и взаимопомощи.
Пособия и атрибуты:
лыжи, клюшки, шайбы, «дуги» - ворота, модули – «камни» для кёрлинга, детские ледянки.
 
Ход праздника:
1. Построение команд, приветствие, подъём  флага под торжественную музыку. Ведущий объявляет об открытии «Спартакиады» и желает всем бодрости, хорошего настроения и победы. Участники исполняют песню «». Участники в сопровождении взрослых расходятся к  стартовым  площадкам: на лыжню,  хоккейную площадку, площадку для «кёрлинга».
2. Ходьба на лыжах: взрослые помогают детям пристегнуть лыжные крепления. Дети проходят на лыжах три круга по 100 метров.  Время  не фиксируется.
3. Хоккей: с расстояния 2-х метров дети забивают шайбу в ворота. Каждому предоставляется три  попытки. Судья (взрослый) фиксирует количество попаданий.
4. Кёрлинг: с линии старта дети прокатывают «модуль» в горизонтальной плоскости. Каждому предоставляется три попытки. Цель: попасть в красный круг. Судья (взрослый)  фиксирует количество попаданий в круг.
5. Эстафета «Эх, прокачу!»: 5 участников каждой команды строятся в колонну на линии старта. По команде «марш» первый участник относит на линию финиша кольцо, оббегает ограничитель, возвращается, передает эстафету и встаёт в конец своей колонны. Эстафета заканчивается, когда пятый участник пересекает линию старта.
6. Завершив все состязания, дети встают полукругом на спортивной площадке. Судьи подводят итоги и определяют победителей. Ведущий задает загадки на тему зимних видов спорта:
« Во дворе с утра игра, разыгралась детвора.
Крики: «Шайбу!», «Мимо!», «Бей!» - значит там игра ... (хоккей)».
« Камни, швабры, скользкий лёд,
Что это за зимний спорт?»  (кёрлинг).
« Спорт на свете есть такой, популярный он зимой.
На полозьях ты бежишь, за соперником спешишь!  (лыжные гонки)
Команды черлидингов (родители и дети) поддерживают свои команды задорными рифмовками:
«Мы мороза не боимся,
В спорте с холодом сразимся!»
«И в мороз и в снег любой с победой мы идем домой!».
(Домашнее задание родителям на сочинение рифмованной поддержки).
7. Команды строятся в шеренгу. Ведущий объявляет победителей Спартакиады.  Ребёнок из команды победителей вызывается на торжественное опускание  флага (под музыку).
Детям вручаются памятные медали. Ведущий желает детям и взрослым крепкого  здоровья и силы духа, и объявляет о закрытии Зимней Спартакиады.
(Праздник проводится два дня: по два состязания для каждой команды ежедневно).
 
Мероприятие проведено.
 

План – конспект
физкультурного досуга с воспитанниками старшего дошкольного возраста  и их родителями (законными представителями), посвященного всемирному Дню футбола "Футбол - игра для всех!"
 

Цель:   Содействовать гармоничному развитию детей.

Задачи:
1. Пробуждать интерес к игровому общению со сверстникам;
2. Развивать ловкость, быстроту  и координацию движений;
3. Закреплять умение соблюдать  правила при выполнении эстафет;
4. Стимулировать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
5. Объединять усилия ДОУ и родителей для развития и воспитания детей

Атрибуты:
Мячи по количеству участников, дуги, ограничители, щитки, футбольные бутсы, футбольная форма.

Ход досуга:
1.Ведущий  приветствует воспитанников и их родителей, объявляет тему досуга и задает участникам вопросы по теме "футбол". Затем инструктор предлагает выполнить подготовку юного футболиста и приглашает участников на веселую разминку.
2. Участники делятся на две команды и готовятся к выполнению следующих эстафет:

Эстафета  «Вратарь»: Команда  стоит на линии старта в колонну по одному. За линией финиша стоит руководитель команды. По сигналу ведущего первый участник добегает до обручей, выполняет бег из обруча в обруч (обручи скреплены в шахматном порядке), добегает до линии-ограничителя, выполняет бросок мяча "вратарю"- руководителю из-за головы. Между линией-ограничителем и линией финиша 3 метра. Задача "вратаря" поймать мяч и положить  его на фишку. Первый игрок возвращается к команде бегом по прямой и передает эстафету следующему игроку, коснувшись его плеча (руки).  Эстафета считается выполненной, когда все  участники выполнили задание.

Эстафета  «Удар по мячу»: Команда  стоит на линии старта в колонну по одному. Замыкающий в колонне - инструктор по физической культуре. На расстоянии 4 метров от линии старта и друг от друга стоят модули. На линии финиша установлены фишки с мячами.  По сигналу ведущего первый участник добегает до препятствия, перепрыгивает его (не останавливаясь), добегает до следующего, перепрыгивает, добегает до мяча и выполняет удар по любому мячу. Затем первый участник возвращается бегом к  команде и передает эстафету следующему, коснувшись его руки. Эстафета считается выполненной, когда все  участники выполнили задание.

 Эстафета «Змейка»: Игроки стоят  в колонну по одному на расстоянии 1,5 - 2х (уточняется) метров друг от друга. В ногах у последнего игрока (инструктор) футбольный мяч. По сигналу ведущего последний - седьмой участник выполняет ведение мяча ногами вокруг впередистоящих игроков «змейкой». Став первым на ориентир, он прокатывает мяч последнему игроку под ногами всей команды и убегает за линию финиша. Шестой участник обходит 5  игроков, пятый - 4, и т.д. ВТОРОЙ игрок обходит первого (до ориентира), прокатывает ему мяч и убегает за линию финиша. Первый и единственный оставшийся игрок бьет ногой по мячу, отправляет его за линию финиша и сам бежит за линию финиша. Команда имеет право дотрагиваться до мяча и направлять его в нужном направлении во время прокатывания под ногами. Если мяч укатывается в сторону, его необходимо вернуть к месту потери и продолжить выполнение эстафеты. Эстафета считается выполненной, когда  последний участник пересёк линию финиша.

Эстафета «Ворота»: Команда из 6 человек стоит на линии старта в колонну по одному. На расстоянии 4 метров от линии старта и друг от друга стоят ворота малые – дуги. В руках у первого игрока футбольный мяч. По сигналу ведущего первый участник кладет мяч на пол, выполняет ведение мяча ногой(по прямой) до первой дуги, прокатывает мяч под дугой ногой, оббегает ворота, догоняет мяч и продолжает ведение мяча до следующей дуги, опять прокатывает мяч под дугой, оббегает дугу, догоняет мяч и берёт его в руки. Затем оббегает стойку – ограничитель с мячом в руках, возвращается к команде бегом по прямой (без задания) и передает мяч в руки следующему игроку.  Эстафета считается выполненной, когда все 6 участников выполнили задание. Инструктор ожидает команду за линией старт - финиш и при необходимости поднимает упавшие дуги.

Эстафета «Пингвины»: Команда выстраивается на линии старта в колонну по одному. У первого игрока в ногах  зажат футбольный мяч. По сигналу ведущего первый участник выполняет прыжки до обруча (4-5м.), в котором стоит инструктор. Затем отдает мяч инструктору, добегает до ограничителя, оббегает его, добегает до обруча, забирает мяч в руки, бегом возвращается к команде и передает мяч следующему игроку.  Эстафета считается выполненной, когда все  участники выполнили задание.

Конкурс капитанов: По команде ведущего капитаны одновременно начинают выполнять набивание футбольного мяча коленом и ловлю его двумя руками. Особые условия: мяч должен подлетать не ниже уровня груди набивающего; игрок не должен выполнять упражнение умышленно медленно; сходить с места можно на расстояние не более 2х метров. В случае если выявлено несколько победителей, игрокам предлагается забить гол в ворота.
3. В конце досуга, ведущий вручает участникам памятные подарки и  спрашивает участников, понравилось ли им подготовка футболиста, предлагает родителям поиграть в эти игры и забавы на улице, на дачных участках или детских площадках. Участники прощаются до новых встреч.

Декабрь 2016 года
Мероприятие проведено
 

 
 


%