Рекомендации для воспитателей групп для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями зрения).

Составитель: Сазонова Е.А. (учитель-дефектолог)

Особенности организации предметно-развивающей среды в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями зрения).

Построение предметно – развивающей среды должно основываться на базовых  принципах:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Среда в дошкольном учреждении должна провоцировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств.

3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды. Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения
и реализуемой педагогами программы.

Особенности  организации предметно-развивающей среды как средства коррекционной работы:

1. Превентивная направленность: решение вопросов предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии ребенка за счет создания специальных социально-адаптивных способов взаимодействия ребенка с людьми и окружением, а также обеспеченности специальным дидактическим, игровым и бытовым материалом.

2. Пропедевтическая направленность коррекционно-развивающей среды обеспечивает ребенку многоэтапное и постепенное введение его в информационное поле, в котором подобрано специальное оборудование и рационально размещены блоки, решающие проблемы сенсорного, моторного, интеллектуального тренингов, психоэмоциональной разгрузки и социальной ориентировки и др.

3.  Преобразующее влияние среды на отклонения в развитии ребенка и формирование у детей компенсаторных способов ориентации на основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти.

4.  Специальное информационное поле предметно-развивающей среды учитывает своеобразие познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии и специфику контактов и способов получения и переработки информации.

5.  Доступность и целесообразность информационного поля предметно-развивающей среды позволяет реализовывать задачу  интеграции ребенка в окружающую среду.

6. Коррекционная направленность: развитие среды происходит с опорой на общедефектологические принципы, а также на дифференцированный подход, исходя из своеобразия психофизического развития детей с нарушениями зрения. Среда решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения. Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка.

 

2013 год
 

 

Составитель: учитель-дефектолог Екатерина Анатольевна Сазонова

 

Уважаемые педагоги, работающие в группах компенсирующей направленности!

Предлагаю Вам ответить на задания теста, посвященного вопросам  коррекционной работы с детьми со зрительной патологией. Надеюсь, что данная форма работы позволит актуализировать Ваши знания в  области тифлопедагогики, а  также выявит проблемы, требующие дополнительной консультации!

 

1. Показатели остроты зрения на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции при остаточном зрении:

а) от 0,04 и ниже

б) 0,04 – 0,08

в) от 0,01 и ниже

 

2. Показатели остроты зрения на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции при слабовидении:

а) от 0,04 и ниже

б) от 0,4 (для детей) и от 0,2 (для взрослых) до 0,05

в) от 0,01 до 0,6 (для детей) и от 0,4 (для взрослых)

 

3. Способность видеть предметы в трех измерениях, а также восприятие перспективы – это:

а) бинокулярное зрение

б) монокулярное зрение

в) стереоскопическое зрение

 

4. Показателем самого низкого предметного зрения является:

а) счет пальцев у лица

б) минимальный размер предмета, который испытуемый способен рассмотреть

в) острота зрения

 

5. Способность глаза к рефлекторной  перефокусировке зрительной  системы применительно к меняющимся расстояниям  до объекта зрительной фиксации – это:

а) дивергенция

б) аккомодация

в) нистагм

 

6. Конвергенция – это:

а)  расхождение зрительных осей

б) сведение зрительных осей таким образом, чтобы они перекрестились на фокусируемой точке;  моторный механизм бинокулярного зрения

в) движения глаз в обратных друг от друга направлениях

 

7. Поле зрения – это:

а) пространство непосредственной зрительной работы

б) пространство,  все точки которого одновременно видны при неподвижном  положении головы

в) пространство,  все точки которого одновременно видны при неподвижном  взгляде одним или двумя глазами.

 

8. Понижение остроты зрения без видимой анатомической  или рефракционной основы является ведущим признаком:

а) амблиопии

б) астигматизма

в) миопии

 

9. Нистагм – это:

а) опущение века

б) разновидность косоглазия

в) спонтанные колебательные движения глазных яблок

 

10. Совокупность реакций организма на повреждение, выражающихся в возмещении нарушенной функции организма за счет деятельности неповрежденных систем, отдельных органов или их составных частей, является процессами:

а) компенсации

б) коррекции

в) активизации

 

11. Окклюзия – это:

а) один из методов лечения амблиопии на стереоскопическом этапе

б) способ оптимизации режима зрительных нагрузок, заключающийся в выключении одного глаза из акта видения

в) один из методов плеоптического  лечения амблиопии, заключающийся в выключении одного глаза из акта видения

 

Спасибо за участие в анкетировании


%