Составитель: учитель-дефектолог Сазонова Е.А.

Консультация для родителей (законных представителей)
Воспитание у детей с нарушением зрения сознательного отношения к его охране

Воспитание у детей сознательного отношения к проблемам своего зрения – важное направление профилактической работы образовательного учреждения. Оно реализуется посредством приучения детей с раннего возраста к гигиеническому уходу за глазами, очками, к бережному обращению с оптикой; побуждения желания вылечиться; формирования знания у дошкольников и школьников о здоровом образе жизни, о рациональной организации зрительного труда; воспитания адекватного отношения к своим зрительным возможностям.

У детей, имеющих зрительную патологию, с раннего дошкольного возраста необходимо воспитывать понимание роли зрения в их жизни. С этой целью, начиная с младшей группы, педагоги и родители дают детям представление о том, что они могут узнать об окружающем мире с помощью глаз.

На специальных коррекционных и общеобразовательных занятиях у детей формируют представление о глазах как об органе, с помощью которого можно многое узнать о любом предмете и явлении.

Полученные детьми знания закрепляются и совершенствуются в их повседневной жизни в детском саду: в играх, на прогулке и в другие режимные моменты.

Детей учат использовать зрение для контроля за своими действиями с игрушками, предметами, при самообслуживании, в режимных моментах. С этой целью проводятся игровые упражнения: выполни задание с открытыми, с закрытыми глазами (собери матрешку, полей цветы, накрой на стол);  следи за своими действиями глазами; расскажи, что делают твои руки, как им помогают глаза.

В подобных упражнениях детям наглядно демонстрируют, какую роль играет зрение в правильном и быстром выполнении различных заданий. Постепенно дети начинают осознавать необходимость зрительно контролировать свои действия, приходят к самостоятельным выводам: «Я посмотрел внимательно на стол и поставил тарелки красиво и ложки правильно положил. Глаза помогли мне» и т.д.

Установка педагога на использование зрительного контроля активизирует зрительное внимание детей, а словесные описания закрепляют зрительные образы, делают их конкретными и запоминающимися.

Кроме того, необходимо формировать у детей понимание роли зрения в общении между людьми: зрение дает информацию о внешнем облике друг друга; зрение помогает увидеть и недостатки во внешнем облике друг друга (одежда мятая, испачканная и т.д.); с помощью зрения можно понять, если посмотреть на другого человека внимательно, какое у него настроение; можно понять отношение взрослых к тебе, к тому, как ты себя ведешь (ласковый, сердитый или удивленный взгляд, приподнятые вверх брови, нахмуренное или улыбающееся лицо).

Формирование у детей с нарушением зрения представлений о своих собственных зрительных возможностях является важнейшей задачей коррекционной работы. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен понять, насколько нарушено его зрение, почему ему нужно носить очки, окклюдор, заниматься на специальных аппаратах. Это необходимо для воспитания у детей осознанного отношения к лечению зрительных заболеваний. 

Например, можно предложить  ребенку вспомнить и назвать те признаки предмета, которые он не увидел или увидел плохо без очков. Ребенок делает вывод: «В очках видно лучше, можно больше узнать о предмете или о том, что далеко происходит от тебя».

Таким образом, детей подводят к пониманию назначения очков и необходимости их носить:

  • слабовидящим детям и детям с остаточным зрением объясняют, что очки не только позволяют им лучше видеть сейчас, но и помогают сохранить зрение;
  • детям с амблиопией и косоглазием говорят о том, что в результате занятий на аппаратах, правильного ношения очков и окклюдоров их зрение постепенно восстанавливается, и они смогут через некоторое время обходиться без очков.

Дети должны также иметь представление о том, что вредно для зрения (нельзя рассматривать иллюстрации, читать книги и т.п. при плохом освещении, рассматривать и читать книги лежа, вредно читать в движущемся транспорте; длительное зрительное напряжение (просмотр телепередач и игры за компьютером) приводят к переутомлению зрения, к снижению умственной работоспособности; нельзя допускать прямое попадание солнечного света и света яркой лампы в глаза, так как это приводит к снижению зрения).

Уже в детском саду воспитатель, тифлопедагог и другие специалисты знакомят детей с правилами гигиены, обращают внимание малышей на правильное умывание глаз, а у старших дошкольников и  младших школьников формируют культурно-гигиенические навыки.

Знания и практические умения ухода за очками, которые также формируем у детей уже в младшем дошкольном возрасте, включают следующие правила: следует держать очки за дужку, когда их снимаешь или надеваешь;  очки следует класть либо сложив на мягкую поверхность стеклами вниз, а на стол или парту без мягкой салфетки стелами вверх; не складывая – на верхнюю поверхность оправы и дужек.

Обращаем внимание на то, что когда дети снимают очки, то их зрительные возможности значительно падают, что осложняет ориентировочную и контролирующую функции зрения (ребенок может положить очки на край стола, откуда они упадут). С целью предупреждения таких ситуаций формируем у слабовидящих детей компенсаторный способ выполнения практических действий подобного рода: перед тем, как положить на стол предмет, на его край положить руку (ладонь), а рядом с ней уже предмет. Можно использовать и другой прием: класть очки на цветной фон, контрастный поверхности стола.

Знакомим дошкольников  со свойствами стекла (на нем могут оставаться царапины, оно бьется, на стекле остаются пятна от пальцев); с хрупкой конструкцией очков (их легко сломать, если с силой раздвигать дужки)  и т.п.

Выполнение лечебных назначений должно осуществляться не только в коррекционном учреждении, но и вне его. Недопустимо разрешать детям снимать окклюдоры, очки – это не просто снижает эффективность лечения, но приводит к рецидивам заболеваний.

В статье использованы материалы
Л.В. Фомичевой «Клинико-педагогические основы
обучения и воспитания детей с нарушением зрения»


%