О развитии воли ребенка с нарушенным зрением
через формирование навыков самообслуживания
 

Учитель - дефектолог Зайцева Наталия Юрьевна

 
«Я могу!»
 
       Почему так важно развивать самостоятельность ребенка с нарушенным зрением, прививать ему  навыки самообслуживания и гигиены?
       Для любого дошкольника это не является простой задачей. Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания – это ведь не просто усвоение правил и норм поведения, умение самостоятельно  одеваться, самостоятельно есть и правильно вести себя за столом, умываться. Это еще и очень важный процесс социализации, вхождения маленького ребенка в мир взрослых людей. Взрослые, которые считают, что ребенка, а тем более с нарушенным зрением (миопией, гиперметропией, амблиопией, косоглазием), лучше обслуживать самим как можно лучше, а он обязательно всему научится после, совершают большую ошибку и не приносят пользы своему ребенку. Психическое развитие любого человека является неравномерным процессом. Существуют так называемые «сензитивные» периоды развития – это периоды, наиболее подходящие для успешного овладения теми или иными умениями и навыками. Например, речь. Ведь невозможно не учить ребенка разговаривать, не общаться с ним, а приступить к обучению, скажем, в 5 лет. Развитие будет грубо нарушено, так как сензитивным периодом для развития речи являются самые первые годы жизни ребенка, что доказывает феномен детей «Маугли» (дети, лишенные человеческого общения в ранние годы, и впоследствии помещенные в человеческий социум, так и не смогли полноценно овладеть речью и подлинно человеческим поведением.) Наиболее благоприятным для развития самостоятельности и формирования культурно-гигиенических навыков является период дошкольного детства ребенка. Поэтому, уважаемые родители, бабушки и дедушки: всячески поддерживайте самостоятельность вашего малыша. Пусть стремится сам держать ложку и есть (от года) взять мыло, вымыть руки, насухо вытереть их полотенцем (дети раннего возраста). Пусть постарается сам надеть ботинки (средний возраст). Помогайте ненавязчиво, стараясь дать ему почувствовать ситуацию успеха – у меня получилось, я могу! Старшие дошкольники (5-7) лет могут самостоятельно надеть обувь, верхнюю одежду, варежки, повязать шарф, надеть шапку. Помогайте, но не форсируйте события, дайте ребенку время – стремитесь к тому, чтобы ребенку нравилось уметь делать многие вещи, чувствовать себя большим и сильным, успешным.

        Ручные действия любому ребенку с пока что слабо развитой моторикой даются с большим трудом. У детей с миопией, косоглазием и другими зрительными нарушениями овладение этими действиями затрудняет сенсорная недостаточность. Ребенок чувствует себя неуверенно, т.к. предметы не попадают в его поле зрения с такой легкостью, как у ребенка, чьё зрение в норме. Приходится сначала найти предмет глазами, возможно, подойдя близко и долго «примериваясь», ведь скорость зрительного восприятия ниже, чем при нормальном зрении. Ребенку требуется приложить больше усилий, чтобы отыскать свои вещи, последовательно действовать с ними. Облегчить эту задачу поможет строгий алгоритм действий и неизменный порядок, которому нужно обучать ребенка. Например, шапка лежит всегда сверху, куртка висит на этом крючке (или вешалке), ботинки стоят внизу, вот здесь. Ребенок, овладевший пространством, где он живет или часто находится, чувствует себя значительно увереннее даже при глубоких нарушениях зрения. Действия по алгоритму очень помогают ему: сначала  надеваю брюки (комбинезон), потом ботинки (сапоги), затем куртку, потом шапку, напоследок – перчатки (варежки), шарф. Аналогично можно приучать к поведению за столом, осуществлению гигиенических процедур… Впоследствии дети с нарушенным в слабой или сильной степени зрением, которых приучают к самостоятельности, успешно справляются как с задачей одеться на прогулку, так и со многими другими необходимыми операциями. Они  пользуются не только зрением, но и осязанием, слухом, неизменно используя мышление, восприятие, память – психические процессы, которые постоянно развиваются у ребенка во время дошкольного детства. Не отказывайтесь от посильной помощи вашего сына или дочери по дому, вы окажете огромную услугу вашему ребенку, и придадите ему еще больше уверенности в себе.

        Учитывая наши особенности – нарушенное зрение, – невозможно не сказать о формировании воли. Очень трудно бывает детям доводить до конца дело, которое не получается. Нередко дети бросают вещи на пол, капризничают, даже впадают в гнев по отношению ко взрослым или самообвинения, даже аутоагрессию (бьют себя по голове, трут глаза). Конечно, мы начинаем испытывать сострадание. И если мы, взрослые, спешим прийти на помощь и желаем «спасти» ребенка из любой затруднительной ситуации, освобождаем его от необходимости прилагать усилия, то развивается такое нежелательное качество характера как пассивность. Ребенок привыкает только подставлять ножку или ручку, предоставляя взрослым (воспитателям, маме) одевать, кормить, мыть его. Сила воли не развивается. Несмотря на эмоциональные трудности, необходимость терпеть дурное настроение не справляющегося с задачей ребенка, нам нужно учить наших детей доводить дело до конца. Обязательно нужно успокоить, ободрить ребенка, уверить его в своей любви и в том, что у него замечательно получается то, что на самом деле получается (найти и упомянуть искренне о реальных успехах ребенка). Только не следует впадать в крайности в приучении к самостоятельности – нужно убедиться, что ребенок действительно может сам, а для этого мы обязаны создать соответствующие условия. Убедитесь, что 1) достаточно света, чтобы, пользуясь нарушенным зрением, ребенок смог хорошо ориентироваться; 2) вещи лежат на том месте, где они должны быть; 3) вы дали ему достаточно времени, чтобы справиться, не торопите и не нервируете его своей спешкой, в результате чего он приходит к выводу, что бесполезно стараться, все равно не получится сделать все быстро и хорошо: легче сдаться и предоставить маме все сделать за него.

       Развитие силы воли чрезвычайно важно для ребенка с нарушенным зрением, так как воля является основным средством компенсации сенсорной недостаточности. Многих успехов дети с ненарушенным зрением добиваются, пользуются всеми, данными от природы, сенсорными свойствами организма. Ребенку же, чей зрительный анализатор работает иначе, придется постараться сильнее, чтобы не быть «проигравшим» по сравнению с хорошо видящими детьми. И именно воля поможет ребенку, невзирая на зрительную недостаточность, успешно овладеть как практическими, так и интеллектуальными навыками. Именно за счет развитой силы воли у ребенка не сформируется иждивенческой позиции, позиции жертвы, а, напротив, будет установка на преодоление сложностей и позицию победителя, которая сделает его жить полноценной и гармоничной. И никакие сложности со зрением здесь не смогут повлиять на жизненный успех вашего ребенка!
2013 год
Использованы материалы  А.Г. Литвака.
 

 

Учитель-дефектолог Зайцева Наталия Юрьевна

Я воспринимаю мир всеми чувствами!

Последнее время моим коллегам нередко приходится слышать такие фразы (как ни странно, даже от сотрудников образовательных учреждений): «Эти ваши игрушки-пирамидки, вкладыши, кубики и игры в песочнице – вчерашний день. Осваивайте современные технические средства: закупайте (создавайте) компьютерные игры для развития детей». Иные родители также очень чувствительны к таким призывам, поэтому постараемся ответить на вопрос о том, вредны или полезны данные игры. Прежде всего – это современно! Главное – не отстать от жизни. Но давайте говорить о родителях ответственных и серьезных, не безразличных к вопросам обучения и развития своего малыша, понимающих также, что нагрузка на зрение их ребенка должна быть дозированной, что нельзя позволять неограниченно сидеть за ПК малышу, есть у него нарушения зрения или нет. Говоря об играх, в данной статье я не имею в виду игрушки-стрелялки или жестокие он-лайн игры, но именно обучающие, дидактические, развивающие игры. Чем может руководствоваться ответственный и «продвинутый» родитель, желая как можно лучше развить своего ребенка, используя лучшее, что на сегодня имеется в арсенале игр? Может быть, этим: как это мой ребенок  в свои пять лет не будет опытным пользователем ПК? Он должен уметь свободно пользоваться компьютером, играть в обучающие игры. Ведь это очень удобно! А многие непростые задачи  – развития зрительного восприятия, изучения геометрических фигур, обучения основам математики и развития речи, даже овладения пространством (правда, виртуальным)  – можно решить, не придумывая, где искать пособия и как составлять занятие для ребенка. Нужно просто найти умную, грамотно составленную обучающую игру. И во многом такие родители правы.

Интуитивно  или сознательно каждый понимает: ребенок лучше обучается в игре. Сюжетно-ролевые, предметные игры или игры-драматизации – все это успешно используют на занятиях педагоги, специалисты, решая поставленные перед ними задачи развития детей. Компьютерные обучающие игры, игры-тренажеры тоже могут быть занесены в этот список. Они привлекают внимание детей – нет ребенка, которому бы не понравилось играть в такую игру. Давайте все-таки разберемся – да или нет.

Плюсы и минусы обучающих игр для детей с нарушением зрения.

"+" Сначала следует сказать о пользе. Какие задачи можно успешно решить, обращаясь к вышеуказанным играм? Яркая зрительная наглядность, что немаловажно для детей со зрительными нарушениями. Интересный для ребенка сюжет (могут быть сказочные герои или герои мультфильмов). Развитие цветовосприятия, восприятия форм и размеров. Развитие логического мышления через решение игровых заданий. Развитие внимания, зрительной памяти, зрительно-моторной координации.

"—" Главное, о чем забывают педагоги и родители, уповающие на компьютерные технологии, – пренебрежение полисенсорной сферой детей. Ребенок – существо тактильное и кинестетическое, с раннего возраста познающее окружающий мир не только с помощью зрения. И не в первую очередь с помощью зрения. Сначала ребенок все предметы тянет в рот, и эта стадия продолжается довольно длительное время. Впоследствии ему по-прежнему требуется взять предмет в руки, подержать его, почувствовать, покрутить, поиграть, манипулируя с ним, чтобы получить полноценное представление о нем. Играя или познавая (что для ребенка-дошкольника одно и то же), ребенок участвует в процессе весь – всем своим телом, движением. Не только его мышление вовлечено в процесс. В нем участвуют руки, ноги, движения глаз, головы, всего тела. Овладевая пространством, ребенок делает это не умозрительно, лишь видя пространство или говоря о нем, но, естественно, при помощи своего тела. Именно полисенсорное восприятие (в котором участвуют все органы чувств человека) позволяет получить более полные, четкие, адекватные представления. Говоря о детях с нарушениями зрения (имеющих слабовидение, косоглазие, монокулярное зрение из-за амблиопии и окклюзии лучше видящего глаза), особенно важно иметь это в виду. Ведь у ребенка «выключено» или значительно снижено восприятие одной из сенсорной систем – зрительной. Тем более должны «помогать» восприятию, познанию окружающего мира остальные его системы: кинестетическая, тактильная, слуховая, обонятельная. И в первую очередь именно тактильная (осязание). Родители и педагоги, уделяющие  меньше внимания сенсорному, тактильному развитию детей, предпочитая обучать при помощи зрения, добиваются усвоения многих знаний на вербальном уровне (уровне речевого мышления). Последствиями этого может быть неполность и нечеткость представлений, так называемый «вербализм знаний». Это означает, что ребенок может ответить на вопросы, сказать вам многое, но настоящих представлений, чувственных образов за этими словесными образами у него нет, или они крайне бедны. Да, слон на картинке – это понятно. Ребенок знает, что у него есть четыре ноги, хобот... Но слабовидящий ребенок может даже не узнать слона по форме, если в руки ему попадется игрушка-слон. Это лишь один пример, а таковых примеров можно привести множество – и более актуальных для повседневной жизни ребенка. Понимая механизм полисенсорного восприятия и важность тактильного анализатора для познания окружающего мира, будем помнить, что зрительных образов и речевой информации для ребенка недостаточно, а особенно – для ребенка с нарушением зрения.

Итак, все, перечисленные в 1-м пункте «плюсы» остаются и здесь, в организации развивающих занятий и игр ребенка на основе предметной среды. Но добавляется незаменимый – опыт чувственного познания мира. Выводы: играть в компьютерную игру полезно, но делать это нужно осторожно и обдуманно. Основные правила:

  1. Гигиеническое требование для дошкольников – играть не более 15 минут  в день.
  2. Игру на развитие зрительного восприятия, как и любую другую, следует включать только после того, как ребенок освоил все, предлагаемые в игре, предметы и объекты, ощущая и воспринимая их при помощи всех анализаторов (то есть, осязал, нюхал, слушал, двигал, манипулировал, осматривал со всех сторон и в разных ракурсах и т.п.).
  3. Не вызовите у ребенка зависимости. Следите за его вовлеченностью. Этот вид деятельности позволяет быть более пассивным, он проще для овладения в силу своей яркости, привлекательности, доступности.  А механизм увлечения игрой одинаков, во что бы человек ни играл: острое любопытство, азарт, очень сильные эмоции, уход от действительности...

Не нужно думать, что компьютерные игры безусловно вредны. Но все же родителям надо иметь в виду: грань между страстным увлечением игрой и болезненным к ней пристрастием очень тонка; скорее и легче ее переходят дети, имеющие психологические, психические или серьезные сенсорные нарушения. Не обедняйте жизнь своих детей, помогите им освоить этот мир, воспринимая его напрямую. Ходите в музеи – пусть ребенок смотрит на яркие краски картин, зрительно и тактильно воспринимает архитектуру нашего прекрасного города, ходите в зоопарк, цирк, театры. Точность, полнота и адекватность образов окружающего, которые входят в сознание ребенка, а значит, населяют его внутренний мир – это в огромной степени результаты нашей с Вами работы.

Использованная литература:

по материалам книг и статей тифлопедагогов

 А.Г. Литвака, Л.В.Фомичевой, Г.Н. Никулиной, психиатра Е. Вроно.


%