В помощь воспитателю (из опыта работы Шамаховой М.Б.)

Марина Борисовна Шамахова 
Старший воспитатель 
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 62 комбинированного вида 
Калининского района Санкт-Петербурга

 
Развитие игровой деятельности в ДОУ (методические рекомендации).
 
«Играем?.. Играем!!!»
(О. А. Скоролупова, Л. В. Логинова)

 
Наши представления о счастливом детстве связываются с образом играющих детей. Практически все, чем занимаются дети, они называют игрой.  Для ребенка это относительно независимая, самостоятельная деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования  и запреты, столь свойственные «миру взрослых».
Для ребенка игра – способ самореализации и самовыражения. У каждого малыша свой мир игры, и, попадая в общество сверстников, он открывает для себя «миры» других детей. Это увлекательно и интересно - понять и принять мир другого, но раскрыть для другого свой мир очень трудно. Наш коллектив на протяжении многих лет уделяет особое  внимание развитию творческих игр дошкольников. Известно, что игра, как и любой другой  вид человеческой деятельности, передается ребенку людьми, умеющими играть. Мы учились и продолжаем учиться играть. В нашем ГБДОУ много «играющих» педагогов и все они проявляют высокий уровень педагогического мастерства при руководстве игрой. Мы не учим ребенка играть, а передаем ему свой игровой опыт.
Для педагогов в ГБДОУ проходят семинары-практикумы по организации сюжетно - ролевых игр детей и консультации по развитию игры-фантазии у детей старшего дошкольного возраста. Интересной формой работы признаны педагогические мастерские, на которых происходит передача опыта и рождается много новых идей по оснащению предметно-игровой среды атрибутами и пособиями. Каждый год мы ищем новые пути для повышения статуса игры. Смотры-конкурсы по организации предметно-игровой среды дали возможность продумать размещение игр в группах, пополнить их оснащение.
 
 
Мы часто организовываем в ГБДОУ «Дни игры», направленные на передачу опыта друг другу и на вовлечение родителей в игры детей. Малышам  очень интересно, когда к ним приходят поиграть старшие дети.
В  ГБДОУ прошла «Неделя игры»,  главными задачами которой были: привлечение внимания воспитателей, специалистов и родителей  к проблемам организации детской  игры; развитие интереса детей к различным видам игр и поддержание их свободной творческой самореализации  в игре. Воспитатели организовали выставку «Любимые игрушки», в которой принимали участие, как дети, так и взрослые.
Детский сад на неделю превратился в Королевство Игры. Ее Королевское Величество и королевская свита призвали  подданных играть, творить и не боятся быть чудаками. Педагоги с удовольствием делятся накопленным опытом работы, что  дает возможность проанализировать свои профессиональные умения.
Наши опытные воспитатели-наставники готовятся в «День игры» пригласить к себе начинающих коллег и вовлечь их в творческие игры с детьми.
Творческая группа ГБДОУ разработала проект «Коррекционно - игровое взаимодействие» с целью объединения воспитательно - образовательной деятельности и коррекционной работы. Проект одобрен и внедрен в практику работы ГБДОУ в группах компенсирующего вида. Специалисты и воспитатели составили перспективное планирование на основе сюжетных игр и лексических тем. Планирование разработано для младших, средних и старших групп. Мы приводим его на примере сюжетно - ролевой игры «Школа» для подготовительной группы.
 
Перспективное планирование совместной деятельности специалистов и воспитателей компенсирующих групп на основе сюжетно - ролевых игр и лексических тем
 
 
 Месяц  Неделя  Сюжетно-ролевая игра  Воспитатель  Дефектолог  Логопед  Психолог  Музыкальный руководитель  Руководитель по физическому воспитанию
   №  Школа

Экскурсия в школу.

Общение с первоклассниками.

Ручной труд «Изготовление школьных тетрадей».

Д/и «Сложи портфель».

Игра на эмоции «Живая радуга».

 «Чего не хватает»: развитие целостности восприятия

Согласование существительных с

местоимениями: мой, моя, мое.

Д/и «Разложи по углам»

Игра «Запретное движение»:  развитие произвольности и самоконтроля

Этюд «Дружба»

Слушание        «Чему учат в школе»

Эстафета «Сложи портфель»

Задания на счет: «Рассчитайся на первый-второй, постройтесь тройками и т.д.»

 

Воспитатель компенсирующей группы Г. Э. Понкратова разработала методику обучающих занятий для детей дошкольного возраста на тему: «Пожарная безопасность». В этой работе представлены конспекты занятий по ОБЖ и сюжетно – ролевая игра «Пожарные». Игровая деятельность с детьми побудила  нас к разработке познавательно игровой проект «Наша армия родная», который будет завершен к 23 февраля.
Мы, взрослые, играя, общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться:
- приблизиться к ребенку, говорить на его языке, оживлять в себе детские черты;
- понимать ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставить себя на его место;
- принимать и любить детей такими, какими они есть.
Мы рассматриваем игру как перспективную и очень полезную детскую деятельность. Педагоги согласны с мнением К. Гросса:  «Детская игра – это как инстинктивная подготовка к будущей «взрослой» жизни».   
 

 


Игра является средством социализации ребенка. Мы надеемся, что наши воспитанники приобретут достаточный социокультурный опыт, который послужит фундаментом для дальнейшего полноценного развития. Ребенок, овладевая в совместной  игре средствами и способами общения, раскрывая себя и понимая другого, овладевает теми качествами, которые позволяют человеку жить в согласии с другими людьми.
Играя, мы стремимся научить детей:
- адекватно оценивать свои поступки, надеяться на собственные силы;
- предвидеть последствия  ролевого поведения, делать выбор;
- выражать свои чувства, желания понятным для окружающих способам;
- быть уверенными в себе, справедливыми, не только доминировать, но   соглашаться, подчиняться в игре;
- уважать, доверять и уметь слышать друг друга.

Наш коллектив живет, творит, трудится под девизом:
«Вместе у нас многое получится!».

 

 

Составитель: Шамахова М. Б. (старший воспитатель).
 

 
Методические разработки по игровой деятельности (в помощь воспитателю)
 
Проекты:

Чтобы посмотреть "Проекты" в полном объёме (Документ Microsoft WORD, 718 КБ) , нажмите кнопку:
 
 
 «Юбилей бабушки»
Проект сюжетно - ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста.
Предварительная работа:
Цель: обогащение жизненного опыта детей.
- Экскурсии выходного дня с родителями в магазин «Сувениры», кафе, парикмахерскую.
- Беседа о профессии родителей; беседа о компонентах трудового процесса.
- Продуктивная детская деятельность: лепка конфет для игры, кошелек (Оригами), украшение бумажной тарелочки.
- Театрализованное представление «В стране веселых песен».
- Составление рассказов на тему «Моя семья», «Письмо бабушке».
- Чтение рассказов: В.Осеева «Волшебное слово», «Сыновья» и В.Маяковский «Кем быть»
- Ситуации «Гость на пороге», «Я иду в гости», «Угадай настроение».
- Общение «Кем я буду, когда вырасту», «Любимые занятия моей семьи», «Доброе отношение к людям»

Задачи:
1. Привлечь детей к совместному изготовлению ролевых атрибутов и маркеров пространства.
2. Побуждать детей к самостоятельному созданию игровой обстановки в группе.
3. Учить разворачивать сюжет «Юбилей бабушки» как последовательность взаимосвязанных действий в играх «Семья», «Магазин сувениров», «Салон красоты», «Транспорт», «Кафе».
4. Формировать у детей навыки общения с взрослыми и друг с другом.

 
Сценарий физкультурного досуга «Учения пограничников»
 
Цели: знакомство в игровой форме с действиями пограничников, обогащение игрового опыта детей.
Действующие лица:
Сержант – руководитель физического воспитания.
Генерал – воспитатель
Мальчики – пограничники
Девочки – пограничники и медсестры.
В зале:
Под марш дети входят в зал.
С: - Товарищи бойцы, для торжественного парада - построиться!
(Дети строятся, сержант помогает построиться, проверяет внешний вид, осанку)
С: - Здравия желаю, товарищ генерал. Отряд пограничников и медицинских сестер к торжественному параду построен!
Г: - Здравия желаю, товарищи бойцы! Налево, шагом марш, песню запевай!
Песня «Бравые солдаты» на музыку Филиппенко.
Г: - Слава пограничным войскам!
Дети: - Ура!
Г: - Слава боевым медицинским сестрам!
Дети: - Ура!
Г: - Для одевания на военные учения шагом марш! (дети под музыку уходят в раздевалку)
На улице: (зимний период)
(Дети выходят и строятся в шеренгу)
Г: - Начинаем военные учения! Сержант, провести боевую разминку!
С: - По кругу, бегом марш! Повторяйте за мной слова:
Аты - баты!
Мы - солдаты!
Мы солдаты
Аты - баты
Мы - смелы
Мы - сильны
Мы - быстры
Мы - умны!
Шагом марш! В две команды стройся! (дети строятся в две команды)
1. Эстафета «Меткий стрелок» - метание мягкого мяча в цель
2. Эстафета «Конные войска» - ползание на четвереньках до ориентира.
3. Эстафета «Кто дальше?» - метание кегли (гранаты) вдаль.
4. Эстафета «Ловкий разведчик» - ползание по-пластунски под веревкой с колокольчиком.
5. Игра – забава «Силачи» - перетягивание каната с взрослым (мальчики, потом девочки).
Г: - Товарищи бойцы! Для вручения наград построиться. (Дети строятся в шеренгу, генерал вызывает детей по одному и вручает награду).
С: - Поздравляю вас с успешным окончанием учений!
Дети – Ура!
С: - Отряд, вольно! Прошу вас пройти для отдыха к походному костру.
Отдых у костра, песня «Катюша» в исполнении взрослых, стихи о войне, пограничниках.
Проект игры подготовлен старшим воспитателем Шамаховой М. Б.
и руководителем физического воспитания Бугаевой Я. В.
 
«Пограничники»
Проект сюжетно - ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста.
Предварительная работа:

Цель: обогащение жизненного опыта детей
1. Беседа « Наша армия родная».
2. Марш- парад пограничников, медсестёр.
3. Физкультурное развлечение «Военно-полевые учения пограничников».
4. Общение на тему «Оружие для защиты или нападения»
5. Встреча- беседа с военным врачом, (или слайд – шоу про работу медицинских сестер армии)
6. Оформления фотоальбома «Мой папа в армии».
7. Чтение художественной литературы:
  -О. Высотская «Мой брат уехал на границу».
  -Я. Длуголенский «Что могут солдаты».
  -Е. Ефимовский «Где работают собаки».
  -А. Митяев «Наше оружие».
  -С. Баруздин «Шёл по улице солдат»
  -К. Селихов «На красной площади парад».
8. Изготовление атрибутов к игре с помощью родителей.

Задачи:
1. Формировать представление о деятельности и жизни людей в армии.
2. Продолжать знакомить с профессиями взрослых: военный врач, санитар, военнослужащий.
3. Познакомить с обязанностями военнослужащих на границе: защищают, охраняют мирных людей, оружие не используют для нападения. Познакомить с понятиями «агрессор» и «террорист».
4. Продолжать учить детей сговариваться на игру, выбирать роли, договариваться о совместных действиях, действовать по предложенному плану.
5. Закреплять умение находить позитивное решение в конфликтных ситуациях.
6. Воспитывать у детей чувство гордости к защитникам отечества, вызвать желание быть сильными, смелыми.
7. Побуждать детей активно участвовать в обсуждении игры.

Ход игры:
В группе.
Воспитатель нацеливает детей на игру «Пограничники». Просит распределить роли, выбрать пароль и ответ. Просит 2-3 детей назвать свою роль. Кто берёт на себя роль « Майора»? Воспитатель берет на себя роль начальника погранзаставы.
-Построение «пограничников», отдать приказ об охране границы (выбрать 2-х человек).
-Военные санитары- девочки идут работать в госпитале.
-Отдать приказ о рытье «окопов» на высотке.
-Провести учебную «огневую подготовку» (бросание кегли в цель).
-«Военные стрельбища на танках», (танк – коробка с веревкой, в круглое отверстие вставлена картонная труба - ствол орудия)
-Получен пакет «Мины». Отдать приказ о разминировании поля.(3-4 человека по желанию).
-Получен пакет « Неприятель перешёл границу». Приказ отыскать неприятеля, доставить его в «штаб», подбросить детям «заминированную коробку». «Неприятеля» депортировать за границу. (Неприятель – взрослый, как сюрпризный момент)
-Приехал заграничный гость, проверка документов, установление цели приезда.
Пригласить гостя на отдых к пограничникам.
-Борьба «силачей» на снегу, пение песни.
В группе:
Обсуждение игры, вопросы к детям:
Какую роль брал? Что делал?
Были ли ссоры? Какое нашёл решение?
Что понравилось? Почему?
Хотел бы ещё поиграть? С кем?
Проект игры подготовлен старшим воспитателем Шамаховой М. Б.
 
«Путешествие к друзьям»
Музыкально - игровой досуг
для детей старшего дошкольного возраста.
(сценарий)
Цель:
Формирование толерантных установок через знакомство с обычаями, бытом и творчеством разных народов.
Задачи:
- Формировать представления о карте, глобусе, разнообразии стран и народов;
- Познакомить детей с бытом и творчеством народов Грузии, Азербайджана; закрепить знания о старинных русских обычаях;
-Развивать творческие игровые умения: входить в образ- роль, менять игровое поведение в соответствии с сюжетом, выходить из роли;
- Продолжать формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
Атрибуты: глобус, карта, стулья, посуда, угощение, предметы народного искусства, элементы национальных костюмов, музыкальные диски, синтезатор, деревянные ложки.
Предварительная работа:
- знакомство с традициями разных народов;
- чтение книг о дружбе, о путешествиях в разные страны;
- знакомство с глобусом, картой,
- рисование портретов с установкой на цвет кожи;
- выпуск стенгазеты с видами различных природных условий;
- разучивание песен разных народов;
- проведение тематических музыкальных и физкультурных досугов;
- дидактическое упражнение «Составь портрет».

Ход игрового досуга:

1. Вступительная часть
Воспитатель приносит глобус.
Спрашивает: «Дети, что у меня в руках?...
Глобус- это изображение нашей планеты Земля. Что мы видим на глобусе?...
Чем отделены друг от друга страны?
Люди в разных странах разговаривают на разных языках; поэтому, чтобы общаться с ними, нужно изучать языки.»
Ребенок рассказывает стихотворение на английском языке.

2. Ход игры:
Ребята, нам сегодня принесли письмо.
В: «Давайте прочитаем, что в нём написано?
Здесь лежит приглашение в страны: Грузию и Азербайджан. Посмотрим по карте, где они расположены?
Каким видом транспорта мы воспользуемся? (самолет)
Да, на самолёте быстро и удобно добираться до места назначения. Давайте построим самолёт из стульев».
Дети строят самолёты
Сговариваются о том, кто будет командиром корабля, штурманом, стюардессой
В: «Наш самолёт приземлился. Нас встречают жители Грузии; они приглашают нас на концерт».
Зрители рассаживаются на стулья.
Девочки танцуют грузинский танец. (Можно использовать ТСО, подготовить видео - ряд).
В: «А теперь нас ждут в Азербайджане. Эта страна находится очень близко отсюда, поэтому мы с вами пойдём пешком. Как называются люди, которые путешествуют? (туристы)»
Теперь мы туристы и движемся к столице Азербайджана - Баку.
Нас встречает жительница Баку и приглашает в кафе; угощает национальными блюдами: пахлава, лаваш, долма»
В: «У нас ещё есть приглашение на нижегородскую выставку-ярмарку. На чём мы поедем?»
Дети строят автобус и едут на ярмарку. Рассматривают выставку, покупают товары.
В: «А сейчас мы посмотрим танец»
Дети танцуют «Танец с ложками»

3. Заключительная часть
В: «Мы возвращаемся в Санкт-Петербург.
Вам понравилось путешествовать?
Куда бы вы ещё хотели поехать?
Давайте споём нашим гостям песню»
Поют песню «Шире круг».
Сценарий музыкально – игрового досуга подготовлен воспитателем Калиной Н. А.,
музыкальным руководителем Демидовой Г. Д.
при участии старшего воспитателя Шамаховой М. Б.
 

Презентация "Клуб здоровья". Чтобы посмотреть презентацию, нажмите кнопку или на фото внизу.

Для просмотра необходим Microsoft PowerPoint



Презентация "Наша армия родная". Чтобы посмотреть презентацию, нажмите кнопку.

  Для просмотра необходим Microsoft PowerPoint

 


 

 

 


%