Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная » Статьи » Мои статьи

Иванковская С.А.: "Игрушка и игра, как одно из основных условий формирования полоролевого поведения мальчиков и девочек".

"Игрушка и игра, как одно из основных условий формирования полоролевого поведения мальчиков и девочек в дошкольном возрасте”

 

 

Иванковская С.А., зам.ген.директора

ООО «ЭЛТИ-КУДИЦ-Нева» -

всё для развития детей,

Методист-психолог.

 

Ведущее место в становлении личности в дошкольный период занимает игровая деятельность. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребёнок тренирует свои социальные проявления  будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности, влиять на мнения других, отстаивать свою точку зрения, быть активным и полезным  в коллективной деятельности и многому другому. И от того, как у него это будет получаться, во многом зависит формирование его успешного жизненного стиля.

  В играх дети быстрее друг друга узнают, научаются распознавать сверстников и понимать их, принимать  личностные  особенности других.   В процессе игр формируются морально-нравственные ценности в детском коллективе.  Чувства и эмоции, совместно переживаемые детьми в играх, сближают, объединяют детей. Открываясь навстречу другим, дети начинают лучше понимать самих себя, проявлять новые личностные возможности. Игры в этом возрасте являются естественной деятельностью. Каждый участник игры, выполняя правила игры, ощущая переживания своего сверстника, имеет возможность совершенствовать свои личностные качества в социально успешной форме.

Важно отметить развивающую, профилактическую и  корректирующую значимость игр. Русский народ мудр, в созданных им играх («Городки», «Казаки-Разбойники», «Штандер», «Салочки» и многие другие) тренируются смекалка, стремление быть первым, ловкость, умение соотносить свои желания с желаниями участников игр и т.д. К сожалению, на замену этим играм приходят игры компьютерные, статичные и чаще всего упражняющие негативные проявления личности.

Неоценимое значение  для детей дошкольного возраста имеют игры, направленные на формирование сплочённости коллектива, на самораскрытие, самопознание, на развитие толерантности и чувств сопереживания.   С помощью игровых действий, ролей,  правил, тренируются процессы, имеющие дефицит развития у современных детей. В первую очередь совершенствуются такие психические познавательные процессы, как внимание, быстрота реакции, согласованность движений, пространственное мышление, сенсорика (чувственный опыт). Данные способности лежат в основе развития когнитивной (познавательной) деятельности. Играющие дети, приобретают навыки партнёрского общения и, архиважное значение  игровой деятельности заключается в формировании  гендерной идентичности, то есть осознание принадлежности к полу.

Статус  гендерных особенностей мужского и женского стилей поведения сложился  в течение веков развития человечества, и на генетическом уровне зафиксировался. Мужчина и женщина призваны природой выполнять, как  разные функции,  так и  разные социальные роли.

Генетически заложенные особенности мозговой деятельности и личностные особенности могут проявляться лишь под влиянием социума (Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, В.Д. Еремеева, А.Н. Леонтьев, Н.А. Пушкарева, Т.А.Строганова, Н.П. Щелованов,  Н.Л. Фигурин,  М.П.Денисова.).

На развитие и реализацию познавательных способностей и личностных свойств, на осознание себя с позиции пола и формирование соответствующего поведения, ведущими являются культурные и этические традиции общества, которые формируют систему личностных ценностей, мотивацию действий, характер ребёнка. В результате специального изучения учеными было установлено, что в возрасте  3 - 7 лет гендерная принадлежность особенно интенсивно вырабатывается в игровой деятельности.       

            В дошкольный период игровая деятельность является ведущей и основной. Именно в игровой деятельности у мальчиков и девочек формируются, тренируются жизненные стили и поведение, подобающие половым различиям. В совместных играх мальчиков и девочек, в которых происходит активное взаимодействие, формируются гендерные стили взаимоотношений между детьми разных полов и дети учатся принимать, понимать различие поведенческого статуса, а также   быть успешными в коллективных и межличностных взаимодействиях.  В таких играх мальчики и девочки тренингуют своё гендерное поведение по отношению друг к другу. Также существует дифференцированные ролевые игры, в которых участвуют дети одного пола. В играх такого рода у мальчиков  и девочек формируются модели полоролевого поведения на материале профессий или личных взаимоотношений взрослых в семье, в социуме. В группах ДОУ подготавливаются игровые уголки специально устроенные для игр мальчиков и девочек, сообразно  гендерным особенностям,  также очень  важно дома для ребёнка создавать игровое пространство, соответственно его половой принадлежности.  

Для организации игр мальчиков необходимо наличие свободного обширного пространства, так как они, прежде всего, «исследователи, первопроходцы, осваивающие территорию и преодолевающие трудности». В большом пространстве мальчики выстраивают свою деятельность, соотносят свои возможности, своё влияние, осознают свою значимость внутри этого пространства и коллектива сверстников, в деятельности, определённой правилами. Для формирования мужского поведенческого статуса для мальчиков необходим коллектив сверстников. При наличии мужского сообщества сверстников и при выше описанных условиях организации игрового пространства у мальчиков закладываются и развиваются базовые алгоритмы мужского поведения.

Для девочек значимо ближнее пространство, в котором тренируется предназначение, данное природой: хранительницы семейного очага, создание комфорта, прежде всего для самых близких и родных, психо-эмоциональное общение. С целью формирования женского начала, для девочек необходимо общение более устойчивое в небольшом коллективе сверстниц (2-3 ребёнка), тогда они могут настраиваться на реакции друг друга в соответствии с полоролевым женским поведением. Девочкам важно иметь возможность территориально отделиться ширмой или другими предметами для организации визуального  ряда и ближнего общения. Именно при таких условиях формируются нормы, жизненные ценности, стили женского поведения.

Важно грамотно подбирать и включать в игры дошкольников, сообразно гендерной данности, содержательный компонент игровой деятельности дошкольников (темы, сюжеты игр, игрушки, предметы-заменители и т.п.), так как с помощью игрушек у детей формируются на уровне символики жизненно важные  ценности поведения характерные мужскому и женскому психотипу.

Недопустимо в организации игровой деятельности предлагать детям выполнение ролей противоположного пола, переодевание мальчиков в девичью одежду и наоборот, девочек в мальчишескую. Особенно разрушительным является выполнение детьми, например, «шуточных» сценок на праздниках, с использованием мимики и жестов, движений и пластики тела, характерных детям противоположного пола (мальчики, исполняющие танец матрёшек в русских сарафанах, на празднике, посвященном Международному женскому дню). При подкреплении умилением и восхищением взрослых, особенно родителями, (самыми значимыми людьми в жизни детей), происходит интенсивное разрушение полоролевого поведения и собственно гендерной идентификации (отождествление индивида сообразно полу данного природой), с быстрым формированием чужеродных программ поведения противоположного пола.

Грамотно организованная игровая деятельность и предметно-развивающее пространство, обусловленное дифференцированным подходом, непроизвольно формирует у детей тонкости общения, жизненные стили природосообразного статуса психического поведения, адекватного своему полу.

Закончить словами нейрофизиолога, нейропсихолога В.Д.Еремеевой: 

«Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить!»


                                                                                                                                                                "ЭЛТИ-КУДИЦ-Нева"

                                                                                                                                                Телефакс: +7 (812) 336-08-88 

                                                                                                                                                             Тел: +7 (812) 290-51-65

                                                                                                                                             E-mail:eltikneva@yahoo.com  

                                                                                                                                                                    www.eltik-neva.ru

Категория: Мои статьи | Добавил: Админ (09 Фев 2011) | Автор: "Элти - К" E W
Просмотров: 1328 | Рейтинг: 5.0/2
%